Меню сайта
Архив записей
|
В помощь учащимся
4 класс
Отец Андерсена был простым сапожником. Великий сказочник гордился этим. На одном празднике знатные господа посмеялись над сказочником: - Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги? Сказочник стал грустным. Сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты. Три месяца Андерсен сидел дома. А потом пригласил детей на новогоднюю елку. У входа гостей ожидало чудо. Большой блестящий сапог поклонился и сказал: «Здравствуйте, дети!» Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог. Много лет сапог хранится в музее и ждет своего Великана. (92 слова.) (По Г. Циферову.) 1. Почему сапог заговорил человеческим голосом? (Сам сказочник спрятался в сапоге.) 2. Зачем писатель Андерсен сшил этот сапог? 3. О чем напоминает людям этот сапог в музее? Снежные фонтаны В зимнюю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечером они щиплют на березах ветки. А потом с высокой ветки камнем падает птица в глубокий сугроб. Пробьет тетерев лунку в сугробе и идет под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу засыпает. Я шел с охоты в лунную ночь. Вдруг на поляне взлетел снежный фонтан. Один за другим взлетали из снега тетерева. Алмазами сверкала снежная пыль при лунном свете. Я ускорил шаг и увидел рыжего лиса. Разбойник вспугнул птиц и начал душить их. Я ударил из ружья. Хищник как подкошенный лег между лунок. От выстрела взметнулись десятки фонтанов. Они были сказочно прекрасны лунной ночью. (94 слова.) (По И. Арамилеву.) 1 Почему писатель назвал снег фонтаном?
Ребята на Кавказе удивятся: «Разве он голубой? Подснежник белого цвета». Жители Дальнего Востока возразят: «Подснежник не белый, а фиолетовый». «Самый красивый подснежник - розовый», - спорит тот, кто бывал на Селигере. Так какого же цвета этот цветок? В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней весны. Подснежники на севере зовут перелесками. Обычно перелески синие, голубые, а иногда и розовые. Белые подснежники на Кавказе зацветают в январе. А как хорош под Москвой лазоревый подснежник! Вы видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке? А какие подснежники растут у вас? (87 слов.) (По И. Зениной.)
Сколько же рассветов я проспал... Отец Василька работал агрономом. Он вставал на рассвете и уезжал в поле. Василько сквозь сон почувствовал, как кто-то коснулся его плеча. Тихонько толкает, будит. Не хочется вставать! Но вспомнил Василько, что сегодня они с отцом едут в поле. Встал, посмотрел вокруг. На дворе ещё темно. На небе звезды сияют, а на востоке алеет. Вышли они на околицу села. Перед ними желтело пшеничное поле. Солнечные лучи сверкали в каплях росы. В голубом небе пел жаворонок. Василько стоял как зачарованный.
(По В. Сухомлинскому.)
4. Почему рассказ так называется?
Ты скажешь: воду пьют потому, что хочется. А почему хочется? Потому, что без воды жить нельзя. Ведь мы свою воду все время тратим. Дохни на холодное стекло. Оно запотело, покрылось капельками воды. Откуда взялась вода? Из твоего тела. Откуда пот на теле в жаркий день? Из тела. В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть воды. А разве воду едят? В мясе, в овощах, в хлебе много воды. Например, в мясе воды втрое больше, чем твердого материала. Человек может долго прожить без еды. А вот без воды не может прожить и нескольких дней. (101 слово.) (По М. Ильину.)
Гнездо камышевки В солнечный день я плыл в лодке по Днепру и веслом задел гнездышко. Птички укрепили его между побегами тростника. Стенки гнезда привязаны к тростникам волокнами крапивы. Два широких листа держали дно гнезда. Птички наносили в гнездо волосы лис и зайцев, лошадей и коров. Гнездо получилось мягкое и теплое. На дне лежали яички. Я наклонил стебли с гнездом. Но яички не выпали, потому что гнездо очень глубокое. Над Днепром часто дуют сильные ветры. Если птичка сделает мелкое гнездо, то при первом же сильном ветре яички выпадут. Вот какие умные птички! (91 слово.) (По Н. Недоле.)
Медок н холодок Таня и Аленка посадили свои деревца, примяли вокруг них землю, полили их теплой водой... Светит горячее весеннее солнышко, идут по небу весенние облака, поют скворцы... И два новых деревца стоят у ворот, расправляют корешки в теплой земле! - Мою липку, знаешь, как звать? - сказала Таня. - Мою липку Аленка удивилась: - А почему?
(Л. Воронкова.)
В кустах послышался негромкий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:
Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашел кепку: -Смотрите! Мишутка и Оля увидели гнездо. В нём было трое большеротых птенцов.
- Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнёзда знаю, и мои Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, птенцы сразу же раскрыли широко рты и громко запищали, прося есть. (183 слова.) (По Н. Омелъченко.)
Ливень Целый месяц стояла жара. Трава выгорела, пожелтели посевы, и сухо звенели на ветру высохшие деревья. А по дороге нельзя было ни пройти, ни проехать ~ такая на ней лежала глубокая, сыпучая пыль. Люди то и дело смотрели на небо, качали головами и тихо вздыхали: засуха!.. Но вот однажды ночью ветер согнал в небе тучи. Утром сверкнула молния, загрохотал гром, и на землю упал проливной дождь. Ах, как долго все его ждали!
А старый дуб крякал на бугре и поворачивался к нему то спиной, то боком. - Шшш-шибче!.. Шшш-шибче!.. - шуршала трава. А высокий подсолнух быстро-быстро раскачивался на одной ноге и кланялся во все стороны. - Спасибо! Спасибо! - бубнил подсолнух. - Пожалуйста, если Колокольчики свесили головы до земли и пили из маленьких лужиц. - И-го-го-го-го!.. - ржал жеребёнок. И, закинув голову, летел И только маленький глупый цыпленок сидел под большим лопухом и дрожал: - Как бы меня не замочило!.. Как бы не забрызгало перышки!.. И никого не оказалось рядом, кто бы объяснил ему, что в такой ливень надо бегать босиком по лужам, махать мокрыми крылышками и кричать во всё горло: -Лей! Лей! Не жалей!!! (223 слова.) (С. Козлов.) 1. Как отразилась жара на окружающей природе? 2.Как оживало все под проливным дождем?
Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь... По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою - как невеста... Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно! А люди - ломать меня. По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго не простоят -вот уже и завяли... А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила! Поспеют летом черные ягоды, снова люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают... Ну, я на хитрость пустилась. Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут. Поел ягоды мои сладкие, захотел крикнуть, а рот-то и связало. Ну и поделом тебе. (124 слова.) (Э. Шим.)
* * * Мари не отходила от стола с подарками. - Ах! - воскликнула, наконец, Мари. - Для кого этот хорошенький человек, что стоит под самой елкой? - Он, - ответил отец, - будет усердно трудиться для всех нас: его дело - аккуратно разгрызать твердые орехи. С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и — щёлк - человек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все - и Мари тоже - поняли, что нарядный человек вел свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал: - Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришелся по вкусу, так ты (Э. Гофман.) 1. Как ты понимаешь выражение «человек вел свой род от 2. Подбери заголовок, перескажи текст. Дядя Федор, пес и кот Дядя Федор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Автобусы в это время за город совсем пустые едут, и никто им не мешал разговаривать. Дядя Фёдор спрашивал, а кот из сумки отвечал. Дядя Федор спрашивает: - Как тебя зовут? - И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я
- Какую?
(Э. Успенский.)
Садко построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары, и поплыли на кораблях торговать в страны заморские. А на обратном пути, на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок кораблей, будто к месту приросли. Ветер мачты гнет, бьет морские волны, а все сорок кораблей, будто на якорях стоят, с места тронуться не могут. И сказал Садко: - Видно, требует царь Морской с нас дань - выкуп. А требует Спустили широкую доску на море. С верными дружинниками Садко простился, прихватил свои гусли звонкие. Все корабли тотчас с места тронулись, паруса шелковые ветром наполнились, и поплыли они своим путем-дорогою, будто остановки никакой и не было. Понесло Садко на дубовой доске по морю-океану. А доску-плот морская волна покачивает, Садко на доске убаюкивает, и не заметил он, как впал в дремоту и уснул глубоким сном. (131 слово.) (А. Нечаев.) 1. Расскажите, о чем прочитали?
На дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.
Одна стена обвалилась. - Эх, ты! Кто же так строит? - кричали мальчики, разрушая Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смотрел на разрушение своего дома. Он ушел только тогда, когда рухнула последняя стена. А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж. (143 слова.) (В. Осеева.)
|
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично 2. Хорошо 3. Неплохо 4. Прекрасно :) 5. Есть к чему стремиться! Всего ответов: 1
|